Классовое неравенство
Обязанности классов в рейдах World of Warcraft. Часть 2
Автор:
Светлана Карачарова
В «Игромании» №7 за 2007 год мы начали рассказ об основных обязанностях
каждого класса в инстансах World of Warcraft. Несмотря на то, что
статья была ориентирована на продвинутых геймеров, она понравилась и
новичкам. Действительно, гораздо проще решить мучительный вопрос «кем
быть?», если заранее знать, чему научится персонаж по достижении 70-го
уровня и какие обязанности на него свалятся в группе.
Первая статья описывала воинов, паладинов, магов, друидов и разбойников. Сегодня мы поговорим об остальных классах.
Охотник (Hunter)
Охотник (хантер) всем видам оружия предпочитает дистанционное —
лук, арбалет или ружье — и может в любой момент призвать на помощь
какого-либо зверя. Основная обязанность этого класса в любом инстансе
(будь он групповым или рейдовым) — так называемый пул (введение группы
монстров или босса в бой). Хитрый охотник может выстрелить в монстра
так, что тот пойдет бить не его, а кинется прямиком на «танка» — для
этого в арсенале есть способность Misdirect (перенаправление цели).
Если пул был неудачен — например, вместе с нужной группой монстров
сорвалась еще одна, — охотник может притвориться мертвым (feint death).
Монстры разочарованно расходятся по местам, охотник поднимается,
выбирает другую позицию и пробует еще раз.
Если требуется очень сложный пул — к примеру, нужно умудриться
вытащить босса из другого зала, не зацепив при этом свободно бродящие
патрули, — хантер может воспользоваться способностью вселяться в тело
своего ручного животного. Попав в радиус агро намеченной жертвы,
охотник-зверь бежит обратно. Танку остается лишь поймать несущегося на
всех парах босса и обратить его ярость на себя. Уже после этого
вступают в бой остальные члены группы.
Монстры в любом паке (так называют группу монстров, срывающуюся в
бой вместе) обычно убиваются по очереди. Исключение составляют лишь
группы мобов, которые раскладываются всей толпой при помощи АоЕ (Attack
over Environment, атака по территории). Иногда, если монстров в паке
много, охотнику нужно одновременно с пулом поймать одного из мобов в
ловушку и удерживать его там — так долго, пока не подойдет очередь его
убийства. Бывают также ситуации, когда хантера попросят кайтить моба —
то есть забрать на себя их агро и бегать по комнате, водя за собой
своеобразный паровоз. В этом случае не забудьте включить быстрый бег,
который прибавит 30% скорости, и выдерживайте такую дистанцию, чтобы
паровоз не кусал вас за пятки, но и не оставался слишком далеко.
Во время всей этой беготни не забывайте стрелять — в группу вас
берут не в последнюю очередь ради наносимого урона. Будьте бдительны в
отношении своего зверя: в некоторых инстансах есть такие места, где
группе надо будет прыгнуть вниз, в этом случае животное лучше спрятать
в «карман». Иначе, с достаточно большой долей вероятности, ваша зверюга
не прыгнет за вами, а побежит окружным путем, попутно собрав на себя
всех монстров, которые встретятся ей на пути. Надо ли объяснять, каков
будет результат?
Термины
Бафф (buff) — заклинание, накладываемое на партию или члена партии.
Может повышать параметры, защиту либо давать какие-либо бонусы.
Действует от нескольких секунд до часу реального времени;
Инстанс (instance) — закрытая пещера для одной партии (5 человек);
Рейдовый инстанс (raid instance) — закрытая пещера. Есть рейдовые
инстансы на 10, 25 (лимит Burning Crusade) и 40 человек (лимит
оригинального World of Warcraft);
Дэмеджер (damage dealer) — персонаж, основная задача которого — убивать монстров;
Дэмедж (damage) — количество повреждений, нанесенных монстру;
Танк (tank) — персонаж, основная задача которого — следить, чтобы монстры били только его;
Хилер (healer) — персонаж, занимающийся лечением;
Саппорт (support) — класс поддержки;
Нуб (newbie) — новичок либо игрок, не умеющий играть своим классом;
Лерой (Leeroy) — ставшее нарицательным имя одного реального
игрового персонажа, прославившегося на весь WoW своей крайне
неадекватной игрой в партии;
Аура (aura) — пассивный бафф паладина, накладывающийся на всех членов его партии;
Блесс (blessing) — бафф паладина, накладываемый на 5 или 15 минут;
Таунт (taunt) — специальная способность для повышения уровня агро монстров;
Агро (ярость, threat) — уровень ненависти монстра по отношению к
конкретному члену партии или рейда. Обычно монстр атакует именно того,
кто вызывает у него больше всего ненависти;
Вайп (wipe) — смерть всей партии или рейда;
Инст-каст (instant casting) — заклинание, которое произносится моментально, без затрат времени;
Мили (melee) — любой класс, бьющийся холодным оружием;
Кастер (caster) — любой класс, пользующийся в бою заклинаниями;
Пул (pull) — захват ближайшей группы монстров (или босса) и введение ее (его) в бой;
Дебаф (debuff) — снятие вредных эффектов с членов партии.
Шаман (Shaman)
Класс поддержки, который тем не менее может выдавать очень
серьезные показатели по лечению и урону (зависит от билда). Самое
замечательное, что в то время, когда паладины были эксклюзивным
достоянием Альянса, а шаманы рождались только в Орде, оба эти класса
считались читерами: паладин — за свои ауры и блессы, а шаман — за
тотемы, которые в шутку называли «антеннами для переговоров с ГМами».
После того как «справедливость восторжествовала» и оба класса стали
общедоступны, споры об относительной силе шаманов и паладинов поутихли,
геймеры сошлись на том, что хотя бы один представитель этих классов в
рейде — залог быстрого и легкого прохождения любого сложного
подземелья.
Шаман — единственный класс WoW, умеющий воскресать без всякой
сторонней помощи (правда, всего раз в час). Шаману частенько приходится
снимать дебаффы (яды и болезнь) с членов группы, кроме того, он неплохо
умеет снимать положительные баффы с монстров и сбивать их касты. Также
шаман обладает весьма полезными щитами: самым нужным для группы
считается Earth, он обычно кладется на «танка» и обеспечивает тому
дополнительное лечение.
Но самое главное, что требуется от шамана, — это, конечно,
правильная и своевременная постановка тотемов. В зависимости от
ситуации на поле боя шаман может поставить тотемы, которые будут:
регенерировать ману (обязательно ставится во время сложного боя, когда
лекарям не хватает маны), увеличивать урон оружием (нужен всем
melee-дэмеджерам), увеличивать повреждения от заклинаний (обожают маги
и варлоки), снимать эффекты сна, зачарования и страха (полезен для всех
классов и крайне важен на ряде боссов). У шаманов есть также тотемы,
которые могут забирать «в себя» вражеские заклинания или вызывать
элементалей различных стихий. При этом нужно помнить, что одномоментно
можно поставить лишь 4 тотема, они действуют не очень долго (2 минуты)
и их могут уничтожить. Не забывайте, что ситуация на поле боя может
измениться за доли секунды, и нужно успеть адекватно среагировать.
Если вы вдруг подумали, что роль шамана в партии — расставить
тотемы и отдыхать до конца боя, спешим вас уверить — это не так. Шаманы
могут очень неплохо лечить (правда, у них нет «хотов» — Heal over Time
заклинаний, восстанавливающих здоровье в течение определенного времени)
или быть отличными дэмеджерами (за исключением холодного оружия).
Обычно шаманы имеют несколько комплектов одежды на все случаи жизни,
так что могут найти себе место практически в любой группе.
Чернокнижник (Warlock)
Один из самых сложных в освоении, но очень сильный класс, который
хорош в соло-игре и в то же время востребован в партиях и рейдах.
Напомним, что варлок — это такой специфический маг, всегда гуляющий в
компании со зверушкой-помощником (петом). Петов в зависимости от типа
прокачки может быть несколько, и они могут обладать разными
возможностями.
Первое, что должен обеспечить чернокнижник группе, — повесить на
любого из хилеров Soul Stone (SS). В этом случае можно идти по
инстансу, весело напевая песенку «нам не страшен серый вайп» — даже
если вся группа поляжет, ее можно будет быстро поднять и тут же
продолжить поход. Далее обязательно снабдите вашу команду лечащими
камушками (healthstone) — они действуют как стандартные бутылки
здоровья и частенько спасают жизнь (особенно воинам).
Варлок — один из лучших контроллеров, поэтому приготовьтесь к тому,
что весь поход вам надо будет кого-то банить (выводить из боя, banish —
действует на демонов и элементалей), энслейвить (превращать в своего
пета, enslave — действует на демонов), очаровывать (гуманоидов) или
гонять страхом (всех подряд). Бывают ситуации, когда из четырех
монстров в группе троих (при помощи перечисленных возможностей) будет
поручено вывести из боя именно варлоку.
Если монстры слабее игроков на 4-6 уровней, в инстанс можно ходить и вчетвером.
Варлок — не только великолепный дэмеджер, но еще и класс, который
помогает увеличить урон, наносимый другими членами группы. Вешайте
проклятье (Curse), ориентируясь на школу, используемую магом в вашей
группе, и он будет вам безумно благодарен за увеличение его урона. Не
забывайте про «семечко» (Seed of Corruption), которое можно посадить в
любого монстра и которое нанесет урон по всем вокруг.
Ваша АоЕ не так хороша, как у мага, но иногда ею не стоит
пренебрегать (особенно если невнимательный хилер все же потерял мага).
Восстанавливайте ману ценой жизни прямо в бою — хороший лекарь знает,
что на варлока стоит повесить хот, если его мана подходит к концу. Если
же ваш хилер не относится к разряду хороших, не стесняйтесь высасывать
здоровье из монстров прямо во время драки.
Целый воз способностей варлока связан с его петами и вариантами
прокачки. Имп будет полезен при бое с боссом — перед битвой вас
наверняка попросят поставить этого пета рядом с воином, чтобы увеличить
количество жизней последнего. Суккуб пригодится, когда нужно будет
вывести из боя гуманоида; собака будет незаменима при бое с магом. Если
вам хочется поразить всех членов партии уровнем наносимого урона,
попробуйте следующий фокус (применим только при соответствующем
варианте прокачки): вызовите пета, а затем принесите его в жертву. В
зависимости от того, какого пета вы зарежете, вы получите бонус.
Например, если вызвать и принести в жертву импа, можно получить +15% к
огненному урону.
К прочим обязанностям варлока отнесем призыв к себе членов партии
(нужны еще двое, чтобы нажать на портал) и необходимость постоянно
следить за яростью монстров (варлок может наносить повреждения,
сравнимые с уроном мага, — не создавайте трудностей хилерам, умейте
вовремя остановиться).
Пакуем чемоданы
Как бы вы ни были уверены в собственных силах, перед походом в
инстанс (особенно рейдовый) лучше проверить несколько обязательных
вещей.
Во-первых, ваше обмундирование должно быть целым на 100%. Когда
после первого же вайпа окажется, что половина одежды развалилась, вас
придется отправить чиниться — и если по инстансу в этот момент пройдет
респаун, можете считать себя виноватым в не оконченном походе.
Во-вторых, очистите инвентарь от хлама. Никто не будет стоять и
ждать полчаса, пока вы решаете, что выкинуть из переполненных сумок,
чтобы запихнуть туда очередную найденную вещь.
В-третьих, не забудьте взять с собой достаточное количество
расходных материалов. Прист, объявляющий посреди рейда, что у него
кончились свечки, — это плохо, но не фатально: в конце концов, он
доставляет проблемы себе самому. Но шаман, у которого нет анка и
который из-за этого не может быстро подняться, иногда может быть просто
катастрофой (особенно если в партии нет варлока с его SS). Варлок,
который на пятой попытке убийства босса заявляет, что у него кончились
шарды и взять их неоткуда, — тоже хороший вариант быстро окончить рейд.
Охотники без стрел могут тут же собственноручно убить себя. Разбойники,
друиды, маги, паладины — каждому из вас что-то да нужно, не забывайте
об этом.
В-четвертых, если вы видите, что в партии нет мага, — купите воду
(еду). Или заранее разыщите доброго мага, который с вами поделится (в
столице это сделать несложно, а вот прилетев на место — почти
невозможно).
В-пятых, первый раз собираясь в новый инстанс, прочитайте тактику
на боссов. Особенно это касается рейдов, где вокруг каждого босса надо
сплясать натуральный балет, а вы, не зная правил, рискуете наступить на
ногу каждому из окружающих. Рейд-лидер, конечно, обязан объяснять
тактику перед убийством, но он ведь человек и ему иногда лень повторять
в сотый раз одно и то же.
В-шестых, если вы знаете, что вас ждет очень сложный босс,
запаситесь химией. Бутылки жизни, маны, защиты от определенной школы
магии, эликсиры на оружие и фласки должны быть с собой, а не где-то в
банке.
Если вы собираетесь идти в обычный инстанс на 5 человек, вполне
достаточно выполнить первые четыре пункта. Если же вы хотите попасть в
серьезный рейд, то к тем шести, которые здесь озвучены, могут
добавиться еще двадцать — все зависит от правил вашей гильдии (запись
на форуме за день, смена билда перед походом, явка на место сбора точно
в срок, определенный набор аддонов, обязательная установка программ для
голосовой связи и т.п.).
Прист (Priest)
Если бы кто-то взял на себя труд подсчитать, сколько анекдотов
посвящено каждому классу, то присты, лучшие лекари в мире WoW, заняли
бы почетное второе место — сразу за паладинами. Если бы кто-то смог
собрать воедино все ругательства, направленные в адрес пристов, то они
разделили бы первое место с воинами. Иными словами, не начинайте
знакомство с WoW в роли приста. Разве что если вы сами — медик в
десятом поколении, спасение ближнего своего доставляет вам эстетическое
удовольствие, вашей реакции и моторике пальцев могут позавидовать
матерые киберспортсмены, а умению предсказывать будущее — Ванда и
Нострадамус вместе взятые.
Прист — класс, которому достается на орехи за любую, пусть даже не
им допущенную ошибку. Из-за какой бы глупости ни случилась нештатная
ситуация, первый вопрос будет таким: «А почему хилеры спали?!»
Доказывать что-то в этом случае бесполезно. Есть и обратная сторона
медали: иногда бывает, что нельзя лечить члена рейда, случайно
влетевшего в толпу мобов, — он, конечно, умрет, зато группа, не
вступившая в бой, останется жива. В этом случае по шапке получит уже
тот хилер, который не отследил ситуацию, скастовал лечение на смертника
и в результате вайпнул весь рейд.
Все вышесказанное в основном касается хилящих пристов — то есть
тех, кто прокачан в ветку holy (лечение). Если вы все еще полны
решимости играть именно хилботом (так иногда в шутку называют любого
персонажа, ориентированного исключительно на лечение), в утешение
скажем: предложения прогуляться по инстансам будут сыпаться на вас
пачками. Но соло будет играть исключительно тяжело. Поэтому немалая
часть пристов в WoW выбирают для прокачки ветку shadow (тень), и
становятся уже не столько хилерами, сколько дэмеджерами, и очень
неплохими. Shadow-прист не может быть основным хилером в партии или
рейде, его основная задача — наносить урон, с помощью своих дотов
подлечивать товарищей и восстанавливать им ману.
Лечение — далеко не все, что может потребоваться даже от
«классического» holy-приста. В обязанности этого класса вменяется:
накладывать баффы (stamina, spirit, shadow protection), снимать вредные
эффекты магии и болезней, выводить из боя undead-монстров (шаклить).
При этом бывает, что снятие дебаффов с группы — куда более приоритетная
задача, чем спам лечащих заклятий. Хороший прист должен уметь
моментально реагировать на любую ситуацию: не отвлекаясь от лечения
танка, надо научиться успевать накладывать щит и хотя бы вешать «хоты»
на получивших урон членов партии, отбегать из зоны удара по территории,
с умом распоряжаться маной. Не забывайте про своего shadowfriend’а —
это один из хороших способов восстановить ману, которой никогда не
бывает слишком много.
Иногда от приста потребуют совсем специфических вещей — например, в
рейдовом инстансе Ruins of Ahn’Qiraj присту придется жечь ману у одного
из боссов, а также гонять страхом охрану у другого. Одним словом, вам
придется делать все и еще немножко, чтобы вверившие вам свое здоровье
сопартийцы остались живы — даже если сами они прилагают все усилия для
достижения обратного.
Кто идет?
Стандартная группа для прохождения инстансов, рассчитанных на 5
человек, строится по очень простой схеме: танк, хилер (или саппорт,
прокачанный в лечение) и три дамагера (или два дамагера и саппорт,
прокачанный в дамаг). Конкретный вариант всегда зависит от наличия
определенных классов в игре — в WoW нет такого понятия, как «наемник»,
здесь с собой можно позвать только живого человека. Если инстанс
несложный или вы полностью уверены в своих силах — можете
поэкспериментировать с составом. Но если вы не хотите категорического
экстрима, у вас должны быть танк и хилер. Какой класс в игре можно
назвать лучшим в своей категории — вопрос спорный: здесь слишком многое
зависит от билда, экипировки персонажа и навыков игрока. Вариант
классического состава группы — воин (друид), прист, маг, варлок,
охотник (разбойник). Одинаковые классы в группе обычно не
приветствуются — сокращается количество возможных вариантов прохождения
сложных мест, да и слишком велика вероятность, что два соперника на
одинаковые вещи поругаются в дым из-за какой-нибудь эпической робы.
Собрать группу или попасть в уже готовую достаточно просто, особенно
если вас не пугает английская речь — воспользуйтесь встроенным в игру
поисковиком.
Ситуация с рейдами значительно сложнее. Обычно рейды собирают
опытные игроки, руководствуясь собственным знанием игры и подгоняя
состав под конкретную задачу. Если до выхода Burning Crusade, когда
полновесный рейд состоял из 40 человек, лидер мог позволить себе взять
часть игроков в качестве «балласта», то сейчас единственный «слакер»
может поставить под угрозу успешность всего похода. Также многие
старожилы игры с трудом воспринимают такое новшество, как ротации
классов. Вас могут взять на убийство первых двух боссов рейда, заменить
на третьем, четвертом и принять обратно в пятом. Такая практика очень
распространена в гильдиях, которые только начали ходить в
высокоуровневые данжи и еще не обладают достаточным опытом, чтобы
убивать всех подряд боссов в любом более или менее подходящем составе.
Чтобы понять логику рейд-лидера, достаточно прочитать тактику
убийства босса. Например, на Moroes’а (инстанс Каражан) рейд-лидер
может взять дополнительного приста, поскольку проще всего убивать этого
босса, удерживая хотя бы двоих его «прислужников» при помощи
пристовского «шакла». Далее второй прист не очень нужен, и его могут
заменить на дамагера или саппорт. Когда рейд «повзрослеет» настолько,
что Moroes будет легко проходиться «в один шакл», второй прист
понадобится только на Принце — и то лишь в том случае, если в рейде не
будет достаточного количества прокачанного в хил саппорта.
* * *
Разумеется, игра за любой класс в WoW не исчерпывается описанными
приемами. Каждый, кто провел в Азероте хотя бы полгода, сможет
вспомнить массу забавных примеров, особенно при игре в
несбалансированных партиях, — когда holy-присты дамаджили, воины
кайтили паровозы монстров, а варлоки танковали петами. Хорошо одетые и
отлично играющие персонажи могут презреть все нормы и условности и
превратить поход в инстанс в развеселый балаган — собственно, так и
появляются ролики формата «22 приста убивают Ониксию» (реальный пример,
еще до выхода Burning Crusade).
При всем этом в WoW достаточно персонажей, которые даже на 70-м
уровне в партии играют так, что их хочется прямиком из инстанса
отправить читать техдокументацию и изучать матчасть. Если вы
благополучно добрались до этих слов — значит, к вам это уже не
относится.